Программа реновации бьёт не только по людям, но и по малому бизнесу

Арсений Беленький, политолог

Много ли предпринимателей собираются выйти на московский митинг против реновации 14 мая? Политолог, член московского отделения Партии Роста Арсений Беленький считает, что им там самое место, потому что их бизнес в большой опасности.

В публичном пространстве сейчас практически не обсуждается проблема предпринимателей, чей бизнес невольно попадает под программу реновации. Между тем это очень важная и даже больная тема. Вот смотрите: люди открыли какие-то точки продаж, оказывают какие-то услуги. Как они продолжат работать после реновации – очень большой вопрос, ведь в случае переселения жильцов дома в мобильный фонд малый бизнес переехать вместе с ними не сможет – для этого просто нет условий. Всем этим магазинчикам, мастерским и парикмахерским просто некуда переезжать, мобильный фонд не предусматривает переезд собственников и арендаторов нежилых помещений. И даже если бы предусматривал, предприниматели не могут на несколько месяцев переехать в другое помещение в другом районе, там открыть и наладить бизнес, а потом опять вернуться на старое место. Значит, они вынуждены будут ждать, а прекращение работы на шесть-двенадцать месяцев для них фактически означает закрытие бизнеса. У них маленькие обороты, люди не могут на полгода уехать куда-нибудь на Кипр и там загорать, ожидая, когда им дадут что-то новое. Предприниматели минимум на полгода выпадут из бизнеса и все это время не будут получать доход, да к тому же еще будут вынуждены нести расходы по демонтажу и хранению торгового оборудования – стеллажи, прилавки и все остальное у себя в квартире хранить затруднительно.

Как им в таких условиях получать кредиты, не совсем понятно, а как отдавать, если кредиты уже имеются, вообще неизвестно. Компенсировать выпадающие доходы, расходы на демонтаж и повторный монтаж оборудования, рекламу и маркетинг им никто не собирается, следовательно, для большинства из них реновация при условии временного переселения в мобильный фонд – прямой путь к банкротству.

И не факт, что потом, когда они получат какое-то равнозначное помещение, то это их устроит. Даже если переселение будет не в мобильный фонд, а в уже готовые новые дома, все равно возникают вопросы. Какая, к примеру, будет проходимость на новом месте? Как сохранить лояльность покупателей и клиентов, от которых успех малого бизнеса зависит в очень большой степени? Если новый магазин будет находиться в пятидесяти метрах от старого – это одно дело, а если в двух километрах? Для магазина шаговой доступности это уже очень большое расстояние, и пусть новое помещение окажется в том же районе, но район большой, и старые клиенты в него уже, конечно, не пойдут – им неудобно. Вопрос по метражу: будет ли площадь уничтожаемых нежилых помещений соответствовать количеству построенных, и найдутся ли для бизнеса именно те метры, которые нужны? Что делать, если для старого магазина требовалось пятьдесят метров, а теперь есть сто, и выходит, что подходящего помещения в новом доме просто нет?

Необходимо учитывать и то, что малый и средний бизнес является крупным работодателем. Следовательно, многие люди потеряют работу. А теперь давайте представим, какой будет инфраструктура новых районов. Жителям по-прежнему нужно будет где-то стричься, чинить обувь, а с этим могут возникнуть проблемы.

Думаю, что Мэрия Москвы, должна обратить больше внимания на эту проблему. В противном случае, все инициативы в отношении поддержки предпринимателей кредитами и льготными арендными ставками – могут быть сведены к нулю. Кроме этого, складывается ощущение, что общественным организациям, призванным защищать интересы малых предпринимателей, эта тема тоже не интересна. Во всяком случае, «Опора России» молчит, и федеральная, и московская. Пока некому проводить конференции и круглые столы, на которых предприниматели могли бы обсудить риски и методы борьбы с ними.

Возможно, мэрии следует выделить помощь бизнесу, попавшему под программу реновации, в какой-то отдельный проект, встретиться с предпринимателями, услышать их предложения. Но пока этого не сделано. Причем, если все же мэрия подумает о предпринимателях, попавших в трудное положение из-за принятия скандального закона, то все проекты помощи им нужно сначала открыто и профессионально обсуждать , а потом уже принимать решения и публиковать, а не наоборот. Проблема требует комплексного подхода к её решению. Необходимо учитывать мнение всех сторон, которые будут вовлечены в этот процесс. Нельзя у себя в кабинетах что-то решить, а потом, никого не выслушав, «осчастливливать» московский малый бизнес. Как говорится, «о море спрашивай у рыбака».

Другие новости